Сергей Когогин дорос до управления КамАЗом и АвтоВАЗом
17 ноября 2006 года
Вчера в Набережных Челнах Сергей Когогин прокомментировал журналистам ситуацию, связанную с его предполагаемым переходом на работу на АвтоВАЗ. Он подтвердил „Ъ“ информацию о том, что предложение возглавить управляющую компанию тольяттинского автозавода «Корпоративный центр „АвтоВАЗ“» он получил от гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт» (управляет АвтоВАЗом) Сергея Чемезова месяц назад. «Действительно, мне это предложение поступило в устной форме от Сергея Чемезова во время частной беседы», — сказал он и отметил, что поскольку предложение было «неофициальное», то «время комментировать и принимать какие-то решения еще не наступило». В то же время он подчеркнул, что неофициальность предложения — не главная причина, по которой он не может определиться прямо сейчас.
Как заявил Сергей Когогин, он не собирается оставлять руководство КамАЗом. «Они должны понимать, что КамАЗ я не покину, и речь может идти лишь о той или оной форме участия в управлении обоими предприятиями», — заявил он. Свою позицию он объяснил тем, что не может «бросить на полдороге дело, которое стало делом жизни», а также тем, что связан обязательствами перед акционерами Камского автозавода по контракту на ближайшие четыре года. «Я не собираюсь прокидать КамАЗ и не вижу ни одного основания разрывать контракт. У меня в голове нет даже мысли о том, чтобы покинуть завод», — сказал господин Когогин „Ъ“.
Его позицию целиком разделяет и мэр Набережных Челнов, член совета директоров КамАЗа Ильдар Халиков. «Когогин не сказал ни нет, ни да, предложение есть, и отрицательный или положительный ответ обязательно последует. Но в любой ситуации произойдет только одно — то, что он ни в коем случае не оставит руководство КамАЗом, даже если примет предложение управлять АвтоВАЗом», — сказал господин Халиков „Ъ“. Он уточнил, что в случае «если такое решение будет принято, речь будет идти о том, что Сергей Когогин обязательно сохранит пост гендиректора КамАЗа».
Из этого следует, что господин Когогин готов принять предложение «Рособоронэкспорта» только при одном условии — управления сразу двумя предприятиями. При этом он ждет от акционеров «Рособоронэкспорта» передачи ему всей полноты полномочий руководства АвтоВАЗом. «Для того чтобы выработать свое отношение, я должен знать позицию акционеров АвтоВАЗа, понять, чего они ожидают от меня и какие полномочия готовы передать», — сказал он.
Из заявления господина Когогина логично вытекает то, что в случае выполнения его условий для руководства двумя заводами должна быть выработана единая управленческая схема. С этим пока никакой ясности нет. Источники на АвтоВАЗе и КамАЗе говорят, что в качестве единой управляющей компании может быть выбран уже действующий Корпоративный центр «АвтоВАЗ», либо создана новая УК. Однако вчера господин Когогин высказался против такого варианта развязки ситуации.
Глава КамАЗа вчера заявил „Ъ“, что «не видит какой-либо необходимости создавать единую управляющую компанию для КамАЗа и АвтоВАЗа, которая бы стала «внешним управлением» по отношению к Камскому автозаводу. «Группа предприятий КамАЗа управляется материнской компанией, и, соответственно, нет никакой необходимости в управлении группой извне». С тем, что существующая схема управления КамАЗом не нуждается в переменах, согласен и господин Халиков. Исходя из этого, можно предположить, что татарстанская сторона будет возражать против передачи управления двумя заводами УК «Рособоронэкспорта» и настаивать на наделении этими функциями «своей» компании – УК КамАЗа.
Косвенно это подтвердил сам Сергей Когогин, который считает управление КамАЗом более эффективным, нежели АвтоВАЗом. Он отметил, что у возглавляемой им компании есть «четкая стратегия развития и отсутствуют какие-либо проблемы со сбытом». «Мы знаем, что мы будем делать через два—через пять лет, и это является выигрышным моментом КамАЗа по сравнению с АвтоВАЗом», — сказал он „Ъ“. Глава КамАЗа сообщил также, что срок, в течение которого он должен определиться со своим решением, ему не поставлен.
Луиза Игнатьева, Татьяна Николаева, "Ъ - Волга-Урал"